Целью проведения освидетельствования баллонов является контроль технического состояния баллонов и определение возможности их дальнейшей эксплуатации.
Баллоны должны быть направлены для технического освидетельствования, если они имеют: истекший срок освидетельствования, нарушенную герметичность соединения, нарушенную герметичность сварных швов, нарушенную герметичность соединения запорно-предохранительной арматуры с фланцем баллона, неудовлетворительную окраску наружной поверхности (нарушение лакокрасочного покрытия более 10% от общей поверхности).
Дата проведения следующего освидетельствования баллона выбита на паспортной табличке, в районе горловины баллона, а для баллонов из композитных материалов (так называемые металлопластиковые) — указана в паспорте на баллон.
Срок службы баллонов зависит от результатов проведения технического освидетельствования, но не должен быть больше расчетного срока службы, установленного нормативным документом на их изготовление, указанного в паспорте на баллон или инструкции по эксплуатации баллона.
По результатам освидетельствования баллон может быть признан годным для дальнейшей эксплуатации, с дальнейшим клеймением и занесением в журнал испытаний, и выдачей соответствующего свидетельства об испытании и срока годности баллона или, в противном случае, выбракован.
Теперь кратко расскажем о том, как производится освидетельствование баллонов, опишем основные этапы.
- Подготовка баллонов. В первую очередь, поверхность баллонов, поступивших для освидетельствования, очищается от грязи, моется водой. Затем баллоны освобождаются от газа и его неиспарившихся остатков, производится демонтаж блока арматуры и дегазация баллона паром под давлением не менее 0,04 МПа. Затем баллон проверяется на отсутствие в нем газа с помощью газоанализатор а. Внутренняя поверхность баллонов очищается от грязи, продуктов коррозии, жирных и масляных пятен, моется водой.
- Осмотр наружной и внутренней поверхности баллонов. Осмотр поверхностей баллонов проводят с целью выявления дефектов, снижающих прочность баллонов. Таких как: сколы, трещины, ржавчина, потертости. Осмотру подвергается 100% внутренней и наружной поверхности, сварных швов, сливной горловины и фланца. Баллон, на поверхности которого выявлены трещины, коррозионные повреждения, риски и другие повреждения глубиной 10% от номинальной толщины стенки, должен быть выбракован. Если в сварных швах баллона обнаружены трещины — баллон должен быть выбракован. Если на баллоне есть вмятины или другие деформации корпуса, он должен быть выбракован. Также баллон отбраковывается при значительном уменьшении массы или емкости баллона от номинальной, указанной в паспорте баллона.
- Гидравлические испытания. Гидравлические испытания проводят в бронекамере или за специальным ограждением с целью проверки прочности баллона. Баллон наполняется водой комнатной температуры (чтобы не образовывался конденсат на стенках баллона). Баллон нагружается водой под давлением 25 атмосфер (для пропановых баллонов) и 300 атм (для метановых баллонов), и выдерживается под этим давлением 15 минут (если в паспорте на баллон не указано другое время). Затем, давление снижают до рабочего (16 атм.- пропан, и 200 атм -метан) и производят осмотр поверхности баллона и сварных швов. Если на баллоне обнаруживаются деформации корпуса, течи, трещины, «слезки» или потение, такой баллон должен быть выбракован. После проведения гидравлических испытаний внутренняя поверхность баллона должна быть тщательно высушена горячим сухим воздухом.
- После всех испытаний на паспортной табличке баллона ставится клеймо организации, проводившей освидетельствования и в той же строке выбивается дата текущего и следующего освидетельствования. Как правило, метановые баллоны освидетельствуются сроком на 5 лет (если в паспорте не указана другая периодичность испытаний), а пропановые баллоны- сроком на 2 года.
Вот так производится освидетельствование автомобильных газовых баллонов. Относиться к этому нужно серьезно, это не формальность, ведь от этого зависит ваша безопасность и безопасность других людей. Ну и конечно, освидетельствование газовых баллонов и опрессовка системы на герметичность, подтвержденные документально- это необходимое требование при заправке автомобиля. Также необходимо иметь отметку ГАИ в техпаспорте автомобиля об установке соответствующего вида ГБО . Это обязательные требования для эксплуатации автомобиля, с установленным на него ГБО.